В детском саду «Зернышко» прошло родительское собрание на тему «Духовно – нравственное развитие ребенка в детском саду и семье».
Цель:
Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Задачи:
• Довести до понимания родителей ценности передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
• Укреплять и поддерживать связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики.
• Сохранение духовно-нравственных семейных ценностей;
• Довести до сознания родителей о необходимости нравственного воспитания;
• Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания своих детей;
• Пробудить у родителей интерес к процессу образования в детском саду
• Совершенствовать взаимоотношения с родителями, расширять сферу совместной деятельности.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания детей; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
В нашем детском саду ведется работа по воспитанию духовной нравственности детей.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
В детском саду имеется теоретический и практический материал по воспитанию духовной нравственной личности ребенка:
- литература для детей (рассказы и притчи);
- литература для педагогов;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- иллюстрации.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
дидактических: «Православные праздники»
конструктивных: «Выложи из палочек»
словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В группах оформлены патриотические уголки для детей.
Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Пасха.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие ребенка с семьей.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Отец и мать, а также другие члены семьи — дедушка, бабушка, старшие братья и сестры — формируют личность ребёнка с раннего его возраста. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей.
Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями.
Все эти качества члены семьи приобрели от своих родителей, а родители от своих родителей и т. д. Таким образом, возникло понятие — «народная педагогика». Она берёт истоки из глубокой древности. Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ».
Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась преимущественно в семьях, поэтому в основе — народной педагогики лежит, прежде всего, семенные традиции, т. е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». Василий Александрович Сухомлинский





