«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
В.А. Сухомлинский
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности нашей жизни не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
Наша задача – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело. Это чувство «родительского дома» ложится в основе любви к Родине, к Отчизне. Традиции семьи, привычки, уклад жизни входят в социальный опыт ребенка, и остается в нем как приятные воспоминания детства.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений.
Необходимо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом.
Любить свой город, значит, и любить природу в нем. Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства мы организовываем их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы. Огромный интерес дети испытывают при проведении различных опытов и экспериментов с предметами неживой природы. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда.
Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной. Мы расширяем представления детей о значении государственных символах России, воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
В группах созданы уголки национальной культуры, в которых собран большой материал по ознакомлению детей с родным краем, городом, страной, с многочисленными иллюстрациями и фотографиями. Дети с удовольствием играют с куклами в национальных костюмах, играют в дидактические игры.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Мы подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С воспитанниками старшего возраста мы знакомились с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, необходимо направлять их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней нашей Армии. Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры помогают воспитать у них таких качества, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться.
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Так же очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, которое тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В «Уголке книги» дети знакомятся не только с произведениями русского народа, но и с произведениями других писателей и поэтов. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В ходе совместной работы воспитатели стараются помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.